- Home
- Блог
Украшения в стиле ар-нуво
Яркий стиль модерн, или как его ещё называют – ар-нуво, просуществовал не так долго, но навсегда оставил след в истории и ювелирном искусстве. Этот экстравагантный стиль легко можно узнать по плавным линиям, ярким материалам, природным мотивам. Ювелиры эпохи ар-нуво смело раздвинули границы и нарушили установленные правила: использовали новые материалы, создавали революционные приёмы. Сегодня познакомимся с этим стилем чуть ближе.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Как всё начиналось ...
Стиль ар-нуво официально охватывает период с 1895 по 1905 гг. Искусствоведы полагают, что своё начало этот стиль берёт от идеи, которая возникла примерно в 1880 году – объединить искусство и ремесло. В то время наблюдался рост индустриализации и мастера пытались сохранить ручной труд, показать индивидуальность и отстоять высокие стандарты качества.
Большое влияние на новое течение оказал импрессионизм. Художники уже не стремились точно передать образ цветка или животного, они сосредоточились на передаче природы чувственным и эмоциональным образом.
На фото: картины художника-импрессиониста Клода Моне.
Заметное влияние на стиль модерн оказало знакомство Европы со Страной Восходящего Солнца, которая долгое время была закрыта для европейцев. В 1862 году японцев пригласили принять участие в Международной выставке в Лондоне. Они привезли с собой гравюры, картины, украшения, костюмы и другие предметы. Абсолютно всё привлекло европейцев, они были в восторге от способности японцев видеть и ценить красоту самых простых материалов. Интерпретация японских мотивов органично вошла в образность современности. Это были изображения хризантем и орхидей, волн и скал, обитателей морских глубин и заснеженных вершин.
На фото: картины с японскими мотивами художника-модерниста Альфонса Мухи.
Увлечение японской культурой стало неким противоядием от суетливости викторианской эпохи. Словно глоток свежего воздуха, ювелиры впитали японскую связь между природой и дизайном, простоту форм, интенсивное использование цвета и концепцию смешанных материалов. Так зародился совершенно новый декоративный стиль.
Самое большое влияние стиль ар-нуво оказал на ювелирную сферу, ознаменовав переход от викторианской эпохи к современному периоду. Украшения в стиле модерн впервые появились во Франции и Бельгии, а затем в Англии, Австрии и России. Самыми распространёнными мотивами эпохи модерн стали флора, фауна и женщины. Эти три основные темы постоянно фигурировали в дизайне украшений и каждый раз мастера придумывали что-то новое. Например:
- увядающий цветок считался таким же красивым, как и полностью распустившийся;
- популярностью пользовались насекомые и птицы. Фаворитами были стрекозы и бабочки, потому что они очень сильно менялись на разных этапах жизни;
- часто мастера изображали в своих работах женщин и особое внимание уделяли волосам. В качестве декоративного элемента ювелиры использовали плавные пряди, которые трансформировались в извилистые линии.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Украшения в стиле модерн были революционными и оживили то, что считалось шаблонным натурализмом. Ювелирные изделия изменили представление о драгоценностях: платина и бриллианты были заменены золотом, эмалью, цветными драгоценными камнями и стеклом.
Материалы и техники эпохи модерн
До 20 века ремесленники, работающие с ювелирными изделиями, отдавали предпочтение драгоценным металлам и бриллиантам. Ювелиры эпохи модерн хотели передать краски, интенсивные переходы, прозрачность и лёгкость. А сделать это они могли только с помощью ярких материалов. Поэтому мастера сильно отличались от предшественников тем, что начали использовать в своих шедеврах разноцветные драгоценные камни, эмаль, стекло и другие материалы.
На фото: кольцо, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Успех» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Ювелиры подбирали материалы исходя из эстетических свойств, а не из их денежной стоимости. Художники и дизайнеры хотели доказать, что предметы могут быть ценными только за свою физическую красоту, независимо от стоимости. Часто использовались цветные камни: лазурит, малахит, хризопраз, лунный камень и другие. Но больше всего ювелиры предпочитали опал. Его искрящиеся переливы прекрасно гармонировали с эмалью. Также популярен был и барочный жемчуг, который ценился за большие размеры и неправильные, индивидуальные формы. Сейчас мастерам тоже нравится делать ювелирные шедевры с барочным жемчугом.
На фото: гарнитур с барочным жемчугом «Левина» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Отличительные черты украшений в стиле модерн: асимметрия, фактурные поверхности, цветочные и анималистические мотивы, сочетание драгоценных металлов и яркие цвета. Техники, появившиеся в эпоху ар-нуво, были направлены на придание мастерству и ручному труду большого значения. Поэтому многие украшения были единичными творениями.
Техники, которые были изобретены в эпоху модернизма связаны с эмалью:
- Техника обработки эмали «Plique-à-jour» – создаёт иллюзию трехмерного изображения и полупрозрачности. С помощью этой техники мастера добивались сложного и очень популярного эффекта витража, который придавал украшениям характерный вид, очень похожий на трехмерную картину. Витражная эмаль особенно подходила для придания цвета, света и жизни тонким крыльям насекомых.
- Техника «Basse-taille» – часто использовалась как дополнение к plique-à-jour. Это некая гравировка, при которой на металле создаются барельефные узоры.
- Техника «гильош» – позволяла создавать повторяющиеся узоры.
На фото: витражная эмаль в технике «Plique-à-jour». Мастер Рене Лалик.
Ювелиры той эпохи уделяли больше внимания оправе, чем драгоценным камням. Большинство украшений в стиле модерн имеют ажурную отделку. Мастера часто экспериментировали с материалами, которые ранее не использовались в ювелирных изделиях, такими как рог, стекло, медь и эмаль. Революционные материалы помогли добавить размера ювелирным изделиям, а красочные драгоценные камни были в центре внимания. Гранаты, перидоты, опалы и жемчуг позволяли создавать более яркие узоры, чем бриллианты.
Известные ювелиры эпохи модерн
Одной из самых важных фигур в ювелирном искусстве того времени был французский художник и ювелир Рене Лалик. Он и считается основоположником стиля модерн. Рене создавал дизайны для таких престижных ювелирных домов как Cartier, Boucheron и Vever. Не боялся экспериментировать с материалами. Ценил эмаль и стекло за художественные возможности и часто сочетал их с драгоценными самоцветами.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Рене Лалик покорил Париж невиданными ранее орнаментами, которые запечатлели красочный мир природы – мир цветов и растений, насекомых и рептилий, фруктов и нимф. Новаторским было и использование мастером, казалось бы, второстепенных для украшения материалов. Но Лалик доказал, что в руках истинного творца любой материал может превратиться в художественное произведение искусства. Именно поэтому современники называют Лалика «ювелир-поэт». В его творениях символические и натуралистические элементы перетекают и объединяются с лирическими компонентами, создавая экзотический эффект. Искусству Рене Лалика часто подражали не только ювелиры, но архитекторы, художники и другие ремесленники.
В это же время творили свои шедевры и другие мастера: Луи Комфорт Тиффани, Карл Фаберже, Филипп Вольферс, Анри Вевер, Жорж Фуке.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Жорж Фуке и Анри Вевер.
Конец эпохи ар-нуво
Стиль модерн просуществовал всего 10-15 лет. Драгоценности из-за своего размера и хрупкости были не очень пригодны для постоянной носки и приобретались как предметы искусства. Украшения воспринимались как слишком художественные и предназначались только для немногих избранных.
Эпоха модерна не была сосредоточена на временных рамках. Важно было только искусство. Мастера черпали вдохновение в природе и добавляли к ней красиво изогнутые изящные материалы. Ар-нуво был больше, чем просто стилем, это был образ мышления, который следовал философской идее о том, что «искусство должно быть образом жизни».
На фото: кольцо, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Шёлковая акула» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Ар-нуво знаменовал собой некий протест промышленной революции. С появлением большего количества фабрик многим мастерам хотелось продемонстрировать важность природных элементов, тонкие черты природы, индивидуальность изделий. Ювелиры эпохи модерна считали себя художниками и проявляли особую заботу и преданность ручному труду.
На фото: колье, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Олимпия» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Чувственный, экзотический и экспрессионистский дизайн эпохи модерн и сейчас востребован среди коллекционеров и любителей прекрасного. Однако оригинальные украшения в стиле модерн встречаются крайне редко.